Межпоселенческий районный дом культуры Кушнаренковский р-н Республика Башкортостан

Неделя поэтов Башкортостана. Мажит Гафури

Мажит Гафури – советский писатель, классик башкирской и татарской литературы, публицист, драматург и собиратель фольклора. Народный поэт Башкирской АССР.

Творчество советского писателя и поэта Мажита Гафури стало национальным достоянием Татарстана и Башкортостана. В произведениях литератора, писавшего на татарском и башкирском языках, отражены социальные взгляды людей, живших в эпоху великих преобразований начала 20 века.

Первым поэтическим опытом Гафури стало стихотворение «Шакирдам ишана», опубликованное в 1902 году. В нем открыто высмеивались не только патриархальные порядки медресе, но и учителя, ставившие себя едва ли не богами и заставлявшие трепетать учеников. Прочитав стихотворение, ишан впал в ярость и лишил Мажита возможности проживать в школе. Юноша был стеснен в средствах, но ему пришлось снять комнатку, где вскоре стали происходить сборы группы молодых людей с социально активной позицией.

Вскоре была написана первая объемная Гафури – поэма «Сибирская железная дорога». В ней автор затронул проблему мусульманского общества, живущего пережитками прошлого и не способного поддерживать прогрессивные перемены. Молодой поэт призывал соотечественников оглянуться на современный мир и учиться саморазвитию. Это произведение положило начало просветительской деятельности Мажита Гафури.

В 1905 году поэт перебрался в Казань, где вошел в круг татарских интеллигентов —  драматургов и литераторов. Общение с новыми людьми, в чьих душах прочно поселилась идея революционных преобразований, усилило политическую окраску творчества Гафури. Первая революция вдохновила его на создание «Стихов радости», а вскоре и рассказа на татарском языке «Голодный год, или проданная девушка», где он затронул остросоциальную тему — сексуальное рабство женщин, которое в те годы еще процветало.

После событий, связанных с Петром Столыпиным, Гафури попал в поле зрения жандармерии, и ему пришлось скрываться в казахских степях, а позже перебраться в Уфу. Гонениям из-за своих политических убеждений поэт подвергался вплоть до 1917 года.

В 1909 году Мажит, наконец, смог получить диплом о высшем образовании. Он нашел учебное заведение полусветского толка, порядки которого соответствовали его мировоззрению – медресе «Галия». В этот период параллельно с собственным творчеством, поэт занялся сбором и изучением башкирского фольклора. Также попробовал себя в басенном жанре, при этом свои басни он наполнял колоритом родного народа.

Первая мировая война наложила отпечаток на поэтическую биографию Мажита: в своих произведениях он стал задаваться вопросом о существовании Аллаха. Мусульманское духовенство тех лет воспринимало его творчество крайне негативно.

Великая Октябрьская революция, как и гражданская война, вселила в душу молодого человека надежду на светлое будущее. В поэзии и прозе Гафури появились воодушевление, оптимизм и искренняя вера в освобождение угнетенного народа. «В честь свободы», «Дни освобождения», «Своему сердцу» — торжественные оды того периода, где ярко выражена его радость от произошедших перемен.

В 1923 году вклад Мажита Гафури в сохранение национальных ценностей был отмечен Башкирским центральным исполкомом — он был удостоен звания народного поэта Башкирской АССР. Руководство республики всячески поддерживало литератора: в связи с 20-летием творческой деятельности ему был подарен дом на улице Гоголя, 28, чтобы он мог спокойно заниматься написанием книг. Следующие пять лет Мажит работал в татарском издании «Новая деревня», параллельно вел поэтическую, писательскую и публицистическую деятельность.

В эти годы из-под пера Гафури вышло множество прозаических произведений, одно из которых – повесть «Черноликие» стала признанным литературным шедевром. В это же время писатель попробовал себя в качестве театрального сценариста: он написал пьесу «Красная звезда» и создал либретто к нескольким операм.

В начале 1930-х годов произведения Гафури критиковали политический строй зарубежных государств. В них поэт выступал против империализма, ущемления прав низших слоев населения и колониальных порядков. «В мире капитала», «Заграничные враги» и «За океаном» — яркие примеры произведений, где Мажит клеймил капиталистический строй.