Межпоселенческий районный дом культуры Кушнаренковский р-н Республика Башкортостан

Неделя великих русских художников. Василий Суриков

Василий Суриков — известный российский художник, заслуживший репутацию мастера масштабных исторических полотен в эпоху передвижников и приоритета бытового жанра. Уникальностью стиля Сурикова при изображении выдающихся событий русской истории была нарочитая перспективная ошибка, из-за чего современники считали его безграмотным, тогда как сейчас искусствоведы находят в картинах мастера яркие метафоры.

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картина была написана в 1870 году, а после выкуплена его красноярским меценатом. Первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Через 4 года Суриков отправился в гости к Кузнецову на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений живописца значатся графические портреты московского гитариста Федора Пелецкого. Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался у Пелецкого игре на гитаре.

В 1875-м талантливый красноярец завершил обучение в Академии художеств, получив звание классного художника первой степени. В том же году была начата работа над «Утром стрелецкой казни» — полотно Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетнего труда стало членство в Товариществе передвижных художественных выставок.

Ради дальнейшего развития Суриков намеревался поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал Павлу Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тети, Ольги Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. Модель для образа Морозовой Василий Иванович нашел в еще одной тете — Авдотье Торгошиной, а ее муж изображен на картине в образе одного из стрельцов.

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник нашел вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа.

Жанр портрета не увлекал Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги в 1888 году Василий Иванович с детьми отправился на несколько месяцев в родной Красноярск, где написал «Взятие снежного городка».

Живописец переносил на полотна случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже

Во время очередной поездки на золотые прииски Кузнецова в Хакасии в 1890-м Василий Иванович знакомился с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни коренных народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби и на Дону.

По возвращении в Красноярск у художника возникла идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Федора Спиридонова. 82-летний мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Смирнова. Законченную картину действительный член петербургской Академии художеств представил к вековому юбилею итальянского похода Александра Суворова. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

В этюдах, предшествовавших созданию «Степана Разина», нашли отражение события в жизни художника. На первом эскизе картины, датируемом 1887 годом, вместе со Степаном Разиным изображена персидская княжна, моделью для которой стала супруга Василия Ивановича. После ее смерти женская фигура исчезла из композиции, от флотилии судов остался один челн, а сам атаман погрузился в грустные раздумья — эмоциональный настрой полотна разительно поменялся. Картина была продана еще в 1907-м, но Суриков завершил работу только в 1910 году.

В это время в работе у мастера находились еще несколько картин. В 1901 году Василий Иванович познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали его предки. Вдохновившись этим периодом, творец создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907-м Сурикова включили в Союз русских художников, но в то же время он покинул Товарищество передвижников.

После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI–XVII веков» российского историка Ивана Забелина в голове у Сурикова возникла идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами собственных внучек.

Поездка на озеро Шира подвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась задумкой автора — существует лишь эскиз, который художник написал за год до смерти.

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины художника по фото и оригиналам.