Межпоселенческий районный дом культуры Кушнаренковский р-н Республика Башкортостан

Неделя великих русских художников. Андрей Рублев

Для мирового православия Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией со Вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности. Творчество иконописца сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к лику преподобных святых.

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о его детстве, юности и семье крайне скудны. Андреем мастера назвали после монашеского пострига в Андрониковом монастыре на левобережье Яузы. Мирское имя иконописца неизвестно. Исследователи сошлись во мнении, что его отчество — Иванович, поскольку на сохранившейся иконе того времени различили подпись:

Биография святого берет отсчет с 1405 года — это год первого письменного упоминания об Андрее. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей имел опыт славянской художественной иконописи.

Совместная работа с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но, переняв лучшее в технике, Андрей выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранились семь икон, которые приписывают кисти Рублева. Считают, что мастер писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея называют фреску «Преображение», где легко узнается рублевская палитра. Силуэт Иисуса Христа вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Иконописец считал круг идеальной геометрической фигурой.

В начале XV века Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского — князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит рублевская техника, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея. К работам иконописца относят три фрески Звенигородского чина.

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая расцвет русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к Евангелию Хитрово. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела — символа евангелиста Матфея. Снова встречается рублевский круг, в центре которого — шагающий крылатый юноша.

Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к Евангелию Хитрово перекликаются с византийской традицией, но святые Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем и Даниилом Черным Успенского собора во Владимире, возведенного до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили на сводах храма в западной его части. Эта работа мастера — наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны с тем, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы — в Апокалипсисе Андрея нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В том же году мастер создал икону «Спас в Силах», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.

В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

След иконописца теряется, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия живописца.

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Рублев прибег к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают мастеру, исследователи называют работами артели или современников художника, копировавших его стиль.

Продолжателем традиций Рублева искусствоведы называют московского иконописца Дионисия, появившегося на свет спустя десятилетие после смерти Андрея. Если первый стал основателем законченного и хорошо узнаваемого стиля русской живописи средневековой эпохи, которую позднее назвали стилем московской школы, то второй, повторяя основные канонические приемы учителя, все же сумел внести в собственные работы новое видение, названное позднее дионисиевской манерой.

Исследователи отмечали, что Дионисий стремился к чрезмерному украшательству своих произведений, что придавало им праздничность, нарядность. Однако эти приемы в то же время мешали мастеру достичь в своих творениях той глубины, духовной мудрости, которые были присущи рублевским иконам. Именно это, по мнению критиков, не позволило московскому иконописцу обойти учителя, оставляло на втором месте.

Однако нашлись и те ученые, кто поставил творчество обоих творцов на равные ступени. Они отмечали новаторские методы Дионисия, смелость в попытке создать нечто иное, не отходя от установленных канонов.