Межпоселенческий районный дом культуры Кушнаренковский р-н Республика Башкортостан

Медовый Спас

В середине августа начинают улетать на юг птицы, дозревает урожай, летние цветы сменяются осенними. Еще пару дней — и порывом ветра сорвет с дерева первый пожелтевший лист. В это благодатное время начинают следовать друг за другом церковнославянские праздники Спасы.

Такое название пришло из народной жизни. К этой поре ульи наполняются медом, приходит пора его собирать. Обычная работа пасечников в этот день носит ритуальный характер, а продукты их труда освящаются в церкви. Название Спас на воде пошло от описанной истории, случившейся в Константинополе. Спасение от эпидемии путем освящения водоемов положило традицию малого водосвятия 14 августа.

В этот праздник освящают в церкви мед, мак и лекарственные растения. Проводится малое водосвятие, после которого освящается вода во всех колодцах и водоемах. Продукты и воду считают целебными и магическими, проводят с ними ритуальные обряды. К празднику готовят специальные блюда с медом и маком.

С давних времен 14 августа к храмам и церквям идут люди с ритуальными букетами. В них собирали подсолнухи, калину, мяту, календулу, бархатцы. Главными в них считаются символы плодородия — головки созревшего мака, из-за чего сами букеты называют маковейчиками.

После освящения в церкви они становятся оберегами, их хранят в домах у икон. Иногда в букеты включают головки дикого мака, который считают сильным средством против всякого зла и чародейства.  Ранним утром на Медовый Спас начинают работу пасечники. Как писал этнограф Аполлон Коринфский, они выбирают самый лучший улей и выламывают самые богатые соты с медом. В специальной посуде их несли в церковь, а после освящения угощали медом детей и нищих. С первой ложкой меда старались загадать желание. Кроме меда и мака, в праздничных корзинках несли в церковь и другие продукты: хлеб, выпечку с маком, зелень и свечи.

Продукты освящали в надежде, что они принесут в дом благополучие, достаток и радость. Ими украшали праздничный стол, угощали странников и нуждающихся. С Медового Спаса начинается Успенский пост, который длится две недели до Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому в праздничные корзинки не клали мясо и мясные продукты. Из алкогольных напитков церковь освящает только кагор. Одна из традиций Медового Спаса — водосвятие. К этому дню строили новые колодцы, чистили старые, а в праздничный день их освящали. Из церкви шли крестным ходом к естественным водоемам и родникам, которые тоже освящали и считали целительными. Страдающие различными болезнями прихожане старались омыть тело такой водой, чтобы избавиться от сглаза, порчи или болезни. Купали в этот день для здоровья и домашний скот. Ритуальными блюдами к Медовому Спасу были различные коржики с маком (маканцы, мачники) и блины. Их макали в маковое молочко, для которого растирали зерна мака в керамической посуде и смешивали с медом. Это было любимое праздничное лакомство детворы и взрослых.