Межпоселенческий районный дом культуры Кушнаренковский р-н Республика Башкортостан

УДМУРТСКИЙ ОБРЯД МОЛЕНИЙ ВӦСЯСЬКОН (гуртэн вöсь) ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КАНЛЫ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Вӧсяськон — это удмуртский обряд молений, который проводится после завершения весенне-полевых работ. Данный вид молений проходит в удмуртском селе Канлы Кушнаренковского района Республики Башкортостан.

Гуртэн вӧсь — это моление деревней, которое проводится всем удмуртским народом. Во время этого обряда молятся за мир, здоровье и благополучие людей, а также за урожай и чтобы все люди и народы жили в дружбе и согласии.

Этот религиозный обряд, который когда-то был забыт, был возрожден в селе Канлы по инициативе учителя удмуртского языка и литературы Сайфутдиновой Тамары Галяутдиновны.

В молении гуртэн вӧсь участвуют только представители одной деревни. Раньше посторонним и тем, кто женился на представителях других деревень, было запрещено даже издалека наблюдать за обрядом.

Проводит моление жрец (жрецы) вӧсясь. К выбору жреца в деревне относятся очень ответственно: он должен быть уважаемым человеком и обладать хорошей памятью, чтобы без ошибок и остановок прочитать молитву. У жреца было несколько помощников: тылась — тот, кто следит и поддерживает огонь, парчась — тот, кто закалывает жертвенное животное и разделывает тушу мяса. Одежда всех участников обряда должна быть белого цвета, которую подвязывают ритуальным полотенцем.

Деревенское моление гуртэн вӧсь проходит за один день. Накануне помощники жреца собирают крупу для жертвенной каши, масло и деньги у жителей деревни. В священном месте (на восяськон) готовят дрова, приспособления для разделки туш жертвенных животных и моют ритуальную посуду, котлы.

Рано утром в день моления жрец и его помощники приходят на восяськон, разводят ритуальный огонь, который должен гореть все время моления. Жрец с помощниками готовит обрядовую кашу. Затем с блюдом каши в руках жрец становится на первую молитву — сизиськон. Этот этап моления является самым важным, в это время жрец от имени жителей деревни вступает в диалог с богами и просит их разрешить провести моление и выслушать их просьбы.

Между первой и второй молитвами приносят в жертву животных. Тушу разделывает специальный человек парчась с помощниками. Животное должно быть «чистым», одной масти, на шкуре не должно быть никаких пятен. Кровь жертвенного животного сливают в заранее приготовленную ямку — богу земли Мукылчину. Мясо разделывают и ставят варить в отдельном котле над костром.

Сварившееся мясо вынимают из котла, выкладывают отдельно, а в бульоне варят крупу. Жрецы встают лицом к югу (к солнцу) и начинают молиться. Все присутствующие в это время опускаются на колени и отдают земные поклоны после каждого «Оминь». Жрецы просят ниспослать хороший урожай, теплые дожди, благополучие, достаток и здоровье детям и семье, обращаясь к богу Мусо Инмаре-Кылчину («милый бог Инмар-Кылчин»), Зугыт тöдьы бур Инмаре-Кылчину («Светлый белый правый Инмар-Кылчин»).

В это время на место моления прибывает народ из деревни. Жрец встает на третью молитву с хлебом и ветками березы в руках. Теперь молятся с приготовленной на бульоне кашей. Затем накладывают кашу и мясо в тарелки, и все приступают к еде.

По окончании моления жрецы собирают все кости жертвенных животных, оставшиеся после трапезы. Ни одна косточка не должна быть выброшена или попасть собаке или другому хищнику. Кости белой овцы, гуся или утки сжигают, а черной овцы закапывают в землю, в ту самую ямку, куда до этого сливали кровь. Воду, которой мыли ритуальную посуду, выливают в огонь. Тщательно следят, чтобы остатки жертвенного хлеба и обрядовой трапезы не попали скотине, иначе моление будет не впрок. Потом снимают ритуальные полотенца, разбирают «небесные ворота», складывают в одно место использованные березовые ветки. Затем гасят костер березовыми ветками, три раза по солнцу обходят костер со словами «Кабыл мед луоз куреськеммы (Пусть будут приняты наши молитвы)», подметая к центру кострища пепел.